Задать вопрос:
Наш адрес
Челябинск, ул.Омская, д.46
ИСС » Материалы » Публикации » Проблема живого в биологическом познании: философские аспекты

Проблема живого в биологическом познании: философские аспекты

ПРЕДИСЛОВИЕ

Сложность темы познания живого в том, что она предельно обширна и содержит весь объём человеческой культуры, начиная с обыденного, житейского понимания, а также мифологического, религиозного, эзотерического, художественного и прочего, до максимально абстрактного рационального. Чтобы не утонуть в этом многообразии, следует чётко определить границы обсуждаемого материала и способы его представления.

В данном формате мы ограничимся рациональным способом познания живого, отвечающего критериям научности. Эти критерии задаются особенностью научной познавательной деятельности, целью которой является получение объективных, системных, обоснованных знаний о мире, полученных с помощью специальных познавательных процедур. Исключение хотя бы одного из ключевых слов, выделенных курсивом, даёт иное знание, которое вполне имеет право на существование, но как иное — ненаучное.

Особенность научного познания живых объектов состоит в необходимости учёта специфики живого, что, в свою очередь, требует разработки адекватной методологии познания.

Во-первых, границы экспериментирования с живыми объектами определены морально-этическими нормами и непредсказуемостью последствий воздействия на живую реальность.

Во-вторых, объект познания фактически является субъектом, поэтому в процессе познания на самом деле реализуются не субъект-объектные, как в естествознании, а субъект-субъектные отношения, при которых познающий и познаваемый оказываются в равных позициях: реакции объекта познания зависят от присутствия познающего. И это присутствие на нынешнем уровне развития науки неустранимо из-за того, что мы не знаем все каналы взаимодействия живых объектов.

В-третьих, цель естественных наук — описать объект таким, каков он есть «сам по себе». Однако живой объект никогда не пребывает в ситуации «сам по себе», его внутреннее состояние всегда определяется социальным окружением — «сферой разговора» (Г. Шпет) с конкретным контекстом.

Пренебрежение этими особенностями приводит к бессистемности и противоречивости научных изысканий в данной предметной области естественнонаучными методами. Аналогичную мысль более полувека назад высказал отечественный биолог А.Г. Гурвич: «Современная биология страдает, по нашему убеждению, одной основною болезнью, проявляющейся в её самых различных направлениях. Основные высказывания, будь это изложение чисто эмпирических данных или теоретические построения, не продумываются обычно до конца. Из их содержания не делаются те выводы, которые возможны и необходимы. Теоретические построения, и даже больше того, всё биологическое мировоззрение, создаются по существу чисто индуктивным путём, не обеспеченным в должной мере доступными проверке дедукциями».

В итоге получается нагромождение сведений о живом разной степени общности, не связанных единой логикой. Это проявляется во всём. Например, в описании физиологических процессов и устройства организма в учебниках и монографиях. Среднестатистическое оглавление выглядит примерно так:

Часть 1. Физиология клетки.
Часть 2. Физиология органов чувств.
Часть 3. Нервная и гормональная регуляция.
Часть 4. Система кровообращения.
Часть 5. Дыхание.
Часть 6. Энергетический баланс.
Часть 7. Питание, пищеварение и выделение.
Часть 8. Репродукция и старение.

Даже из названий разделов видно, что такое изложение не отражает иерархичности строения живых объектов, не описывает структуру организма, а скорее воспроизводит историю исследования.

Если бы в технических науках существовал такой подход, то описание, например, автомобиля выглядело бы так:

1. Термодинамические процессы двигателя внутреннего сгорания.
2. Топливная система.
3. Тормозная система.
4. Резьбовые и иные разъёмные соединения.
5. Датчики, выключатели, педали.
6. Уход за автомобилем. Возможные типичные неисправности.

Что же такое автомобиль, из подобного руководства не узнать, а значит, не научиться грамотно им пользоваться.

К счастью, в технике есть концепция транспортного средства как механизма для перемещения груза в заданную точку пространства. Эта функция, задавая устройству целостность, обеспечивается исчерпывающим образом четырьмя комплексами: движителем (обеспечивает само перемещение, например колёса или крылья), двигателем (источник энергии), управляющим и тормозным комплексами. В свою очередь каждый из комплексов включает в себя определённый набор процессов, осуществляемых уже системами, а далее агрегатами и узлами, состоящими из деталей, которые сделаны из определённых материалов. Тем самым в естествознании и технических дисциплинах целостность, комплексность, системность задают иерархические уровни описания, которые соотнесены с уровнями организации объекта, представляющими его исчерпывающим образом.

Однако живые объекты не поддаются осмыслению и моделированию только естественнонаучными и технико-конструктивистскими методами в силу отмеченной выше специфики живого. Таким образом, первоочередной проблемой в теоретическом познании живого становится проблема гносеологического характера, то есть проблема определения исходных принципов представления живого объекта и разработки соответствующей методологии познания, учитывающей особенности объекта.

Вопрос для обучающихся: как извлечь максимальную пользу из этого учебного пособия?

Главное — учиться следует с пониманием. Медицинскими исследованиями доказано, что обучение без понимания, путём зубрёжки, приводит к тупоумию и ухудшению физиологического здоровья. Для понимания материала необходимо прежде всего не пропускать слова, значения которых вам неизвестны. Критерий очень простой: в процессе чтения должен возникать образ — картинка, выражающая смысл прочитанного. Если образа не возникает, значит, в тексте встретилось непонятное слово (необязательно специальный термин). Следует обнаружить это слово и прояснить его значение по словарю. Иначе чтение текста не будет иметь никакого смысла — неинтересно и непонятно.

Если вы в этом сомневаетесь, проработайте пример. Прочитайте следующий абзац:

У пифагорейцев мир представляет собой ряд концентрически расположенных вокруг Земли полых прозрачных сфер, к которым прикреплены небесные светила. Расстояния между сферами соответствуют числовым соотношениям музыкальной октавы.

Если у вас не возникла картинка геоцентрической системы Птолемея, значит, есть непонятное слово. Прочитайте ещё раз и найдите его. Чаще всего это слово «концентрических». Посмотрите в словаре и снова прочитайте пример. Нарисуйте картинку геоцентрической системы. Если вам стало понятно, сравните свои ощущения от прочтения текста до понимания и после.

Чтобы прояснить значение незнакомого слова и включить его в свой лексикон, необходимо сделать следующее:

1. Найти в словаре это слово и выписать его определение. Не всю статью, а только определение. Именно выписать (а не просто прочитать), чтобы обратить внимание на каждое слово.

2. Максимально сократить это определение до одного-двух ключевых слов. Если это иностранное слово, обязательно выписать его перевод. В итоге обнаруживается смысл проясняемого слова.

3. Составить своё максимально короткое определение, используя только понятные слова и ориентируясь на словарное определение. Полученное определение следует заучить наизусть.

4. Чтобы включить это новое слово в свой лексикон, необходимо составить несколько предложений с ним. Сначала будет трудно, потом всё легче.

Не пренебрегайте этим советом. Поначалу будет тратиться много времени на прояснение слов, но затем всё меньше и меньше, а в итоге вы станете правильно воспроизводить смысл прочитанного и учиться с пониманием.

Поступайте так всегда, и вам станет интересно учиться.

Скачать файл: Problema_zhivogo_v_biologicheskom_poznanii_filosofskie_aspekty-Deniskin_S.A.pdf (1,1 МБ)


01.02.2022

Наши партнёры:

 
© ОО «Институт социальных стратегий», 2011-2024
© ПО «Кооперация Жизни»
© Арт-группа «Valeur»
© Веб-студия «Позитив»
Директор
Социальные программы
Математические исследования
Все права защищены
  Денискин С.А.
  Крупнов И.А.
  Маланьин Ю.Г.
  ГОСТ Р 7.0.1-2003
8-919-308-17-16
(351) 278-29-52
8-963-074-63-61